Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Еще за долго до прихода в школу ребенок включается в определенные отношения с людьми по месту жительства. Поэтому и работу с детьми в микрорайоне надо начинать с младшего школьного возраста, и в первую очередь с организации свободного времени, с развитием интересов и способностей детей.
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых.
Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту.
Именно поэтому в нашей школе ведется активная социальная работа: по поддержке опекаемых детей, комплексной поддержке детей с проблемами в обучении, профилактика социальных патологий (профилактика необучения, безнадзорности правонарушений, экстремизма, употребления психоактивных веществ, курения), профилактика и коррекция делинктвентного (отклоняющегося от нормы) поведения, комплексная поддержка семьи в образовательном процессе.
Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Всего несколько лет назад мы все считали, что СПИД - нас не коснется, а наркотики – западная зараза. Но на сегодняшний день это проблема №1, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Наступил XXI век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки - курение, алкоголизм - мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые: наркомания, токсикомания.
От общего числа наркоманов в России по статистике:
20% - это школьники
60% – молодежь в возрасте 17-30 лет
20% - люди более старшего возраста
Молодежь ищет легкие пути решения своих проблем, усматривая их в алкоголе и наркотических веществах.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.
Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Проблемы от употребления психоактивных веществ, к которым можно отнести не только различные виды наркотиков, но и алкоголь, табак, часто отягощаются различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулёз, кожно-венерические заболевания, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом необходимо отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний, происходит в детской и подростковой среде.
Родители против наркотиков
По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию. Дети являются самым распространенным объектом семейного насилия. Каждый 4 ребенок подвергается насилию в семье. Статистика свидетельствует о том, что виновниками жестокого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85% - родные родители. Число родителей и лиц, их заменяющих, плохо ухаживающих за ребенком составляет - 88%,совершающих физическое насилие - 87%. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%). Ежегодно в России около миллиона детей 4-14 лет избиваются родителями, более 50 тысяч из них в течение года сбегают из дома, спасаясь от побоев родителей и старших родственников. В России, по состоянию на 2019 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершенные родителями в отношении собственных детей.
Согласно Росстату, в 2019 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс.
Тревогу вызывает общая ситуация, связанная с ростом количества преступлений, совершаемых против несовершеннолетних. За последние пять лет отмечается рост зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних - если в 2015 году было возбуждено 18370 уголовных дел, то в 2020 году - уже 22 004.
На протяжении последних лет растет количество насильственных действий сексуального характера, не наблюдается значимого сокращения количества изнасилований. В связи с этим повышение эффективности уголовного законодательства в области противодействия преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних по-прежнему является актуальным и важным направлением уголовной политики государства.
О жестоком обращении с детьми
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью, как один из главных объектов профессиональной деятельности.
Деятельность социального педагога обусловлена помощью родителям, которые испытывают трудности в общении, обучении и воспитании детей, а для этого можно использовать следующие рекомендации:
· принимайте ребенка таким, какой он есть;
· предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
· расширяйте кругозор ребенка;
· включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
· игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
· развивайте в ребенке положительные эмоции;
· с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
· чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
· не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.
О работе соцпедагога с семьей
В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
О правах ребенка, детей-сирот
ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ по профилактике рискованного поведения у детей и подростков
Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни
Приказ о создании Совета по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни
Положение о Совете по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни
Календарный план работы Совета профилактики МАОУ "СОШ №124 г. Челябинска"
Школьная служба примирения
Приказ о создании Школьной службы примирения и назначении куратора
Положение о Школьной службе примирения
К социальному педагогу Вы можете обратиться со всеми вышеперечисленными проблемами, а также с проблемой организации досуга ребенка, режима дня, распределению обязанностей и т.д.
Социальный педагог
Гришакина Елена Сергеевна
Часы консультаций: Пн - Пт 9.00 – 15.00
Телефоны: 742-23-98, 742-23-76
E-mail: shkola124@mail.ru
Задать вопрос социальному педагогу
Фактом отправки комментария отправитель подтверждает свое согласие на предоставление и обработку персональных данных.
Комментарии
Оставьте комментарий