Деятельность педагога дополнительного образования
Дополнительное образование детей в нашей стране начало свою историю с конца XIX века как внеурочная и внешкольная работа. Первые кружки создавались с целью просвещения и обучения грамоте. На протяжении всей истории существования дополнительное образование претерпевало изменения: в разные эпохи оно имело различные цели, направления деятельности и методические подходы и даже названия. До революции эта деятельность называлась внешкольным образованием. В 20-30-е годы ХХ века ее переименовали во внешкольное воспитание и внешкольную работу. И лишь в 90-е годы внешкольная работа преобразовалась в систему дополнительного образования детей.
Дополнительное образование сегодня – это часть системы образования. Оно предоставляет ребенку дополнительные возможности для нравственного, интеллектуального и физического развития, удовлетворяет его творческие и образовательные потребности.
Дополнительное образование – это «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Один из ключевых документов, который определяет вектор развития допобразования, – это Концепция. Каждому педагогу необходимо знать ее основные положения, чтобы разбираться в тенденциях и быть готовым к обновлению своих навыков.
Презентация об основных положениях Концепции.
Деятельность педагогов дополнительного образования регулирует профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который утвержден приказом Минтруда от 22.09.2021 № 652н.
Профессиональный стандарт содержит перечень должностей, требования к уровню образования и опыту практической работы педагога дополнительного образования. Профессиональный стандарт определяет, какие трудовые функции соответствуют разным видам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Какие трудовые действия педагога определяет профессиональный стандарт?
Любая трудовая функция включает определенные трудовые действия, выполнение которых является обязательным условием деятельности педагога. Это его должностные обязанности, игнорирование которых может привести к дисциплинарному взысканию.
Рассмотрим основные трудовые действия педагога дополнительного образования, которые определяет профессиональный стандарт.
1. Педагог самостоятельно разрабатывает дополнительные общеобразовательные программы на основе Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства от 31.03.2022 №678-р). Оформление и структура дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать требованиям, которые даны в Методических рекомендациях из письма Минобрнауки № 09-3242. Для дополнительных предпрофессиональных программ важный источник требований – федеральные государственные требования к таким программам.
2. Педагог набирает детей и подростков на обучение по дополнительным общеразвивающим программам. Для каждого педагога важно найти «своего» ученика, которому интересно данное направление. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы вызвать у ребенка первоначальный интерес к тому или иному занятию.
3. Педагог консультирует учеников и их родителей на основе результатов диагностики. Диагностика помогает педагогу:
– выявить склонности и предпочтения детей и подростков;
– оценить успехи учеников;
– скорректировать процесс освоения дополнительной образовательной программы.
4. Педагог проводит текущий контроль, помогает учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. Цель такого контроля – оценить, как ученики усваивают программу, какие у них есть затруднения и как эти затруднения устранить.
Контроль выполняет четыре основных функции:
- Контрольная функция - позволяет выявить состояние знаний и умений учащихся, степень усвоения ими программного материала.
- Развивающая функция - направлена на совершенствование познавательных процессов:
сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и др.
- Воспитывающая функция - дисциплинирует учеников, воспитывает у них ответственное отношение к обучению, аккуратность, внимательность
- Обучающая функция - способствует формированию и развитию умений по оценке учащимися своей деятельности.
5. Педагог консультирует учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профориентации детей. Обучающийся выстраивает свою «траекторию» профессионального самоопределения с помощью педагога.
6. Педагог разрабатывает мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения, выбору оборудования, формированию предметно-пространственной среды. Эти действия обеспечивают освоение дополнительной общеобразовательной программы обучающимися, гарантируют достижение планируемого результата.
7. Задача педагога – использовать дистанционные образовательные технологии. Он должен уметь сам и научить детей использовать электронные ресурсы для организации различных видов деятельности. Актуальность приобретает дистанционное обучение. Оно позволяет всем, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья, овладевать дополнительной образовательной программой в любом удобном для детей режиме.
8. Педагог обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований. Для этого необходимо разобраться в нормах СП 2.4.3648-20, которые касаются организации образовательного процесса. Например, использования электронных средств обучения. Смотрите их в памятке ниже.
9. Педагог устанавливает взаимоотношения с учениками, создает благоприятный психологический климат на учебных занятиях. Выстраивайте занятия в форме диалогового взаимодействия. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Диалоговое взаимодействие помогает «почувствовать партнера», мысленно встать на его позицию и прийти к согласию. Такое взаимодействие дает возможность организовать совместные действия детей, достичь цели.
Основным инструментом диалогового взаимодействия является вопрос. Он помогает получить большой объем информации и обобщить ее, ускорить выполнение задания, уточнить свою позицию, сделать вывод и др.